Археологический Парк Неаполис
Адрес
Via Paradiso, 14, Siracusa
Телефон
0931 66206
Время работы
с 9ºº — за 1 час до заката солнца
Тариф
€10
Археологический парк, расположенный в северо-западной части Сиракузы, охватывает территорию примерно в 240 000 м². Здесь в античные времена появился новый квартал, который прозвали «Новый город» — Неаполис. В период общего упадка Сиракуз, он был заброшен, и лишь в 50-тые годы территория начала снова застраиваться, восстанавливались памятники. Это ярчайший пример, отображающий историю греческих Сиракуз, результат долгой и кропотливой работы. Являясь музеем под открытым небом, он отражает ряд свидетельств из различных эпох, включая позднюю античность и византийский период. На сегодняшний день в парке расположено несколько важных памятников, ради которых ежедневно в Сиракузы прибывают тысячи туристов.
Греческий театр (Teatro Creco)
Самый значительный памятник парка – греческий театр, который был построен в V веке до н.э. под руководством зодчего Демокопоса и существенно расширен 200 лет спустя тираном Сиракуз – Гиероном. Перестройка полностью изменила первоначальный облик театра, который стал одним из самых больших эллинских театров всего Средиземноморья. Его поперечник составляет 138 метров. Он мог вместить около 15 000 зрителей. Из 67 рядов, разделённых на 9 секторов, сохранилось 42. От сцены и орхестры (места для хора между сценой и рядами для зрителей) остались только следы.
У греков театр был предназначен для исполнения трагедий и комедий, а также для народных собраний. Римляне переделали театр, чтобы в нём было можно устраивать и цирковые (в том, античном, страшном смысле слова) представления. В период испанского владения в XVI веке, при императоре Карле V, камни театра варварски использовались при строительстве укреплений.
В театре сохранилась прекрасная акустика, которой славились античные театры. Хочется отметить, что греческие театры всегда обращены к морю, за счёт чего и достигается эта мощная природная акустика (ветер дует с моря, и доносит сказанное со сцены к зрителям). В наши дни театр используется для концертов и театральных фестивалей, проходящих в летний сезон. Билеты достаточно не дешевы, но раскупаются очень быстро.
Римский амфитеатр (Anfiteatro Romano)
Римляне в III веке н.э. построили свой амфитеатр, который, был обнаружен лишь в 1839 году и сохранился много хуже, нежели греческий. Взору путешественника предстают лишь небольшие очертания, проступающие из заросшего травой грунта. Амфитеатр был вырублен в скалистом массиве в период Ранней Империи. Его размеры 140 на 119 метров.
Однако, при всём при этом, ещё можно определись его первозданную структуру, которая имела два входа. От них на зрительные ряды вела сложная система лестниц и сводчатых кольцевых проходов, размещённых под амфитеатром. В центре арены находилась большая прямоугольная яма, сообщающаяся с южным входом. Она служила для размещения подземной сценической машинерии. К арене был подведён акведук, чтобы наполнять её чашу водой и разыгрывать морские сражения. Зрительские ряды были отделены высоким подиумом с проходом под ним, по которому на сцену попадали гладиаторы и животные, участвующие в представлениях. Вокруг театра была большая колоннада.
В ходе археологических раскопок, проведенных в 50-е годы неподалеку от римского амфитеатра, были обнаружены руины двух опор от арки, ориентированной вдоль направления восток-запад. Вероятно, эта арка находилась в конце улицы, соединяющей два древних района – Неополис и Акрадину. По бокам от нее тянулись жилые постройки, а восточнее находился южный вход в римский амфитеатр. Есть основания полагать, что эта арка выполняла функцию монументального въезда в амфитеатр. Арка имела внушительные размеры – 10 метров в ширину и 13 метров в высоту.
Райская каменоломня (Latomia del Paradiso)
С другой стороны театра находятся каменоломни. Здесь рабы высекали камни для построек, прославивших Сиракузы. Сейчас каменоломни поросли пышными зелёными зарослями. Тут и там золотистые лимоны так и просятся прямо в рот. Трудно поверить, что две тысячи лет назад здесь, в голой, раскалённой солнцем каменной чаще, мучаясь от жажды, умирали несчастные рабы. И, словно в насмешку, одна из каменоломен была названа Райской.
Пещера «Ухо Дионисия» (Orecchio di Dionigi)
Рядом с каменоломнями устроена искусственная пещера длиной 64 м, шириной до 11 м и высотой до 37 м. Пещера отличается удивительной акустикой. Великий художник Караваджо назвал пещеру «Ухо Дионисия». Согласно легенде, античный тиран устраивался в специальном помещении над пещерой. Через систему проходов до него якобы доходил каждый звук, сказанный – даже шёпотом – его подданными внизу. По версии же некоторых исследователей грот был создан с целью улучшения акустических свойств греческого театра.
Алтарь Гиерона (Ara di Ierone)
К западу от римского амфитеатра находится жерственный алтарь Гиерона II, возведённый в III веке до нашей эры. Сейчас от него остался только фундамент. В «рабочем» состоянии алтарь имел 198 м в длину, 22 – в ширину и более 10 м в высоту. Алтарь является самым большим подобным сооружением, дошедших до нас со времён Древней Греции. В жертвеннике проводились грандиозные религиозные церемонии, во время которых за один день могли принести в жертву до 450 животных. Таким образом Сиракузы показывали своё почтение богам, а также демонстрировали своё богатство и изобилие соседям.
Грот Канатчиков (Grotta dei Cordari)
Недалеко от греческого театра расположен грот с красивыми полихромными оттенками. Своё название грот получил из-за деятельности, производимой внутри него. Начиная с XVII века, местные мастера делали тут, в условиях естественной влажности, конопляные верёвки любого типа (традиция исчезла не так давно, всего несколько десятилетий назад).
Свод грота поддерживается высокими колонами скалы. Эта пещера, безусловно, является самой яркой частью Райских каменоломен. Интересное зрелище предстаёт перед глазами туристов в то время, когда дно покрыто дождевой или грунтовой водой.
Посещение парка проводится в рамках экскурсии по Сиракузам. Для заказа экскурсии пишите на info@siciliacalda.ru или WhatsApp +7 961 222 5070.