Пасха на Сицилии
Пасха – это невероятно особенный и очень душевный праздник во всей Италии. А в таких регионах как Сицилия он становится ещё более особенным. Пожалуй, нигде так, как на Сицилии, с Пасхой не связано столько обычаев и традиций. И уж точно, нигде они не являют собой такую разнообразную гамму: испанское и греческое влияние, крестьянский фольклор, исторические особенности социума и многое другое вплелось в литургические ритуалы Страстей Христовых, смерти и воскресения Иисуса Христа, искупления человеческих грехов.
Большие и маленькие города празднуют это событие по-разному, но непременно с небывалым размахом: шествия, карнавалы. И безусловно, не обходится без вкусных кушаний. Посещение Сицилии во время празднования Пасхи может стать возможностью пережить и прочувствовать одну из самых ярких культурных традиций.
Самое удивительное, что есть в этом празднике, так это активное участие жителей городов. Они серьёзно, всем сердцем и душой переживают все события так, как будто всё это случилось в их собственной семье, искренне сопереживают и скорбят со слезами на глазах, откровенно радуются и ликуют.
Праздник действительно занимает особое место в жизни сицилийцев. Это отлично подтверждают слова молодой крестьянки Сантуцца, из оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь», либретто которой было написано по новелле сицилийского писателя Джованни Верга. В порыве ревности и отчаяния она бросает предавшему её возлюбленному проклятие: «А te la mala Pasqua!», что дословно можно перевести как «Плохой Пасхи тебе!»
Чтобы почувствовать весь невероятный колорит сего празднества, ехать нужно не в Катанию, и даже не в Палермо. Наиболее яркие шествия проходят в Трапани, Энне, Испике, Кальтаниссетте. В общем, чем глубже заберётесь, тем больше увидите и прочувствуете весь колорит. Даже если вы не особо религиозны, уверяю, пережить такой опыт стоит непременно.
Пасхальные традиции Сицилии
Празднование Пасхи начинается с Пальмового воскресенья, когда отмечают вход Иисуса в Иерусалим, длится всю Страстную неделю и завершается логической кульминацией в Пасхальное воскресенье.
Пальмовое воскресенье (Domenica delle Palme)
Триумфальное вхождение Иисуса в Иерусалим приветствуется пальмовыми ветвями, которыми размахивает ликующая толпа. В иконографии святых пальма является символом мученичества, поэтому она знаменует смерть Иисуса. Во время мессы пальмы и оливковые ветви раздают присутствующим и благословляют. Пальмовые ветви часто переплетаются в форме креста или голубя, символов Страстей и Воскресения.
В Кальтаниссетте, Энне и Каккамо устраивают парад, изображающий вход Христа в Иерусалим (верхом на осле, как сообщается в Евангелиях, или ковчег). Пальмовое воскресенье, более привычное нам как «Вербное», знаменует начало празднования Страстной недели на Сицилии.
Великий Четверг
В четверг Страстной недели, когда вспоминается Тайная Вечеря, на которой Христос установил таинство Евхаристии, во всех церквях оформляют так называемые saburcara или sepulcri (по-сицилийски, sepolcri по-итальянски), т.е. “гробницы”. Saburcaru – это боковой алтарь, куда после мессы переносят с главного алтаря Святые Дары – литургические хлеб и вино, что символизирует арест и заключение Христа под стражу. Алтарь украшают цветами, драпировками, свечами, лентами. В четверг по традиции верующие посещают такие «гробницы» в разных церквях своего города или деревни, чтобы поклониться Святым Дарам. Итальянское выражение «andare a fare i sepolcri» и сицилийское «farilu giru di li sepulcri» и означает совершать такое поклонение.
Страстная пятница
Наиболее эмоционально насыщенным днём Страстной недели является Страстная пятница – день осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также его снятия с креста и погребения. Во всех городах и деревнях Сицилии проходят траурные процессии, во время которых проносят по улицам ритуальные скульптурные композиции, или же организуются театрализованные представления – реконструкции Крестного пути. По традиции организацией занимаются различные братства, которые формируются при церковных приходах и берут своё начало в прошлом от ремесленных цехов.
Эти обряды черпают вдохновение в испаноязычных традициях, введённых на острове в период господства испанцев. На Сицилии есть десятки примеров Шествий мистерий, происходящих непосредственно от «Los Pasos», типичных для пасхальных событий в Испании, таких как Севилья и Малага.
Самая грандиозная процессия, шествие Мистерий, проходит в Трапани. Традиции уже более 400 лет. Это самая долгая религиозная процессия в Италии и самая большая по числу участников.
Вместе со скульптурой Скорбящей Богоматери и гроба с Христом в процессии проносят misteri – 18 скульптурных композиций в человеческий рост. Они изображают сцены последнего дня жизни Христа. Композиции изготовлены местными мастерами XVII-XVIII вв. из ткани и других материалов. В процессии участвует весь город. И конечно, такое событие привлекает массу паломников и простых туристов.
Пасхальный понедельник (Pasquetta)
В Пасхальный понедельник на Сицилии принято собираться с друзьями на барбекю или пикники на свежем воздухе, наслаждаясь хорошей погодой. Так заканчиваются традиции Страстной недели на Сицилии.
Где на Сицилии проходят самые красивые пасхальные мероприятия
В некоторых городах Сицилии можно наблюдать уникальные традиции, совершенно необычные для общей картины празднования Пасхи. Трапани я уже упомянула выше, пробежимся по другим.
ПРИЦЦИ
В городе Прицци, что раскинулся на холмах к югу от Палермо, помимо темы страданий и смерти Христа, своеобразно обыгрывают тему вечной борьбы добра со злом. Город знаменит своим «Танцем Чертей» (Abballu delli Diavuli).
В Пасхальное воскресенье два «Чёрта» в страшных красных масках с рогами и не менее страшная жёлтая «Смерть» с арбалетом в руках разгуливают по улицам города, танцуя, заигрывая с прохожими, пытаются заполучить как можно больше «душ». Время от времени выбранную «Смертью» жертву «Черти» берут под руки и заводят в ближайший бар, чтобы тот угостил всех присутствующих и таким образом оплатил своё освобождение. Когда же начинаются процессии со статуями воскресшего Христа и Богоматери, «Черти» и «Смерть» пытаются помешать их встрече, но в конце концов «погибают» от мечей «Ангелов». Эти персонажи зла невероятно популярны среди жителей города, а из желающих сыграть эти роли выстраивается приличная очередь.
ПЬЯНА ДЕЛЬИ АЛЬБАНЕЗИ
Представители этнического меньшинства, итало-албанцы или арбереши, предки которых бежали от турецкого нашествия в середине XV века, очень бережно хранят свои традиции, в том числе празднование Пасхи. Они проживают преимущественно в пяти городках в провинции Палермо – это Пьяна дельи Альбанези, Сан-Кристина Джела, Meццоюзо, Палаццо Адриано и Контесса Энтеллина.
В пасхальное воскресенье местные девушки наряжаются в красивейшие традиционные костюмы, богато украшенные вышивкой золотой нитью, и, устраивают шествия по центральным улицам. Особенностью костюмов можно назвать широкий пояс с большой серебряной пряжкой с изображением самого почитаемого здесь святого – святого Георгия. После завершения процессии священник благословляет корзины с окрашенными яйцами и их раздают верующим.
САН КАТАЛЬДО
Этот городок славится уникальной традицией гигантских фигур-апостолов. Их называют Sanpauluna, и в воскресенье Пасхи они проходят по главной улице города – как бы идут навстречу Христу. До середины XIX века апостолов изображали священники или монахи, а затем местный художник изготовил 11 огромных фигур. Голова фигуры выполнена из папье-маше, а на каркас тела накинута одежда, скрывающая под собой несущего его человека. Считается, что размер фигуры символизирует глубину веры.
Вечером происходит встреча статуи воскресшего Христа со статуей Марии и с фигурами апостолов. При этом фигуры Иоанна и Петра бегут навстречу учителю и первым прибегает самый молодой из апостолов. Фигура же Фомы остается сзади, символизируя его неверие, но в конце концов и она приближается и кланяется статуе Христа.
ТЕРРАЗИНИ
Весьма интересная и забавная традиция, правда совершенно не связанная с темой христианства, проходит в городе Терразини, в 30 км от Палермо. Здесь в Великую Субботу устраивают «праздник холостяков» – Festa di li Schietti. Молодые люди состязаются в силе, ловкости, выдержке с тем, чтобы произвести впечатление на девушек. Соревнующиеся должны одной рукой поднять апельсиновое дерево, обычно весом 50-55 кг, и удержать как можно дольше его в таком положении.
Сам процесс выбора дерева (airu – горький апельсин или померанец) носит характер ритуальной церемонии. Дерево украшают разноцветными лентами, колокольчиками, кокардами.
Наряженные в национальную одежду, холостяки приезжают на сицилийских расписных повозках – carretto siciliano в сопровождении фольклорного оркестра. Процессия движется по городу, и каждый холостяк должен продемонстрировать свою силу, остановившись под окнами/балконом своей избранницы. Этот ритуал называется – Alzata dell’Albero. Проявленные сила и ловкость призваны завоевать сердце девушки, и в прошлом от успеха упражнения могло зависеть, состоится свадьба или нет. Выполнив свой «подвиг», молодой человек преподносит суженой апельсиновую ветку.
В воскресенье соревнования продолжаются на Соборной площади, где выбирают самого ловкого и сильного холостяка и устраивают пир с плясками, пением, фейерверками.
Сегодня в этом своеобразном турнире могут пробовать свои силы не только женихи, но и все желающие – женатые мужчины и подростки. Несмотря на то, что этой традиции не более двух столетий, она явно восходит к народным сельским обрядам, связанным с весенним возрождением природы, с пожеланиями хорошего урожая и благоденствия. Апельсиновому дереву придается значение символического «древа жизни» как элемента, возрождающего природу и окружающий мир.
МОДИКА
Этот городок на юго-востоке Сицилии интересен ритуальным театрализованным шествием, существующим с XVII века – «Madonna vasa vasa» («vasa» – поцелуй, по-сицилийски). Это ритуал встречи двух процессий – той, что несёт статую воскресшего Иисуса и той, что несёт статую Девы Марии. Примечательно, что эта сцена, в отличие от других, «иллюстрирующих» библейское писание, является плодом народной фантазии. В разных уголках Сицилии она называется по-разному: например, «la giunta» в Кальтаджироне, «u scontru» в Кассаро, «’a paci» в Комизо, «incontrada» в Чанчане.
В момент встречи Богоматерь «обнимает и целует» Иисуса: с помощью специального устройства статуя поднимает и разводит руки, как бы принимая сына в свои объятья. Народ, ликуя, тоже обнимается и радуется.
ИСПИКА
В этом небольшом городке на юго-востоке Сицилии, особенная Страстная Пятница. Славится она шествием «Cristo alla colonna» («Христос у колонны»), которое берёт своё начало в XVII веке. Во главе этой процессии – скульптурная группа, изображающая в человеческий рост привязанного к колонне и истекающего кровью Христа и двух «иудеев», бичующих его.
Процессия начинается после полуночи, и длится до первых рассветов Страстной пятницы. В 2 часа ночи верующие собираются у расположенной в глубине ущелья близ города пещерной церкви Санта Мария делла Кава, откуда начинается Крестный ход вверх в гору, по направлению к городу. Время от времени процессия останавливается, и участники представления воспроизводят очередную картину Страстей Христовых.
Заканчивается Крестный ход на площади перед собором Санта Мария Маджоре воспроизведением казни, снятия с креста и положения во гроб. После этого, в 4 часа утра, распахиваются двери собора, и верующие устремляются внутрь к алтарю, где находится скульптурная композиция бичевания Христа, скрытая от глаз специальной перегородкой. После совместной молитвы священник произносит “Viva lu Patri!” («Да здравствует Христос»!), трижды ударяет в перегородку, она падает и верующие с ликующими криками приветствуют скульптурную группу.
В Испике, граждане делятся на «кавари», принадлежащие церкви Санта Мария Маджоре, и «нунциатари», принадлежащие церкви СС. Аннунциата. На протяжении веков между этими двумя группами шло соперничество, вплоть до настоящих столкновений и жертв. Оба братства хотели принимать активное участие в праздновании Страстной недели. «Нунциатари» никак не могли смириться с тем, что именно «кавари» владели почитаемой святой реликвией (кусочком креста, на котором распяли Христа) и именно они проводили пятничный Крестный ход. Со временем всё же был найден компромисс, «нунциатари» тоже смогли заполучить себе святую реликвию (шип из тернового венца Христа), и в результате в Испике проводятся два совершенно одинаковых до мельчайших деталей шествия: одно в четверг Страстной недели, другое в Пятницу.
Конечно, городков, славящихся интересными пасхальными событиями, наберётся ещё с десяток. Достойны внимания Пальмовое воскресенье в Шикли, Великий четверг с живыми представлениями в Марсале, шествия в Энне, Кальтаниссетте. В одной статье всё не уместишь. Но если вам интересно, более подробный список пасхальных событий по городам можно посмотреть тут.
Кулинарные пасхальные традиции Сицилии
Как и любой другой праздник, Пасха – это отличный повод для веселья и хорошей еды. Пасхальные кулинарные традиции Сицилии очень разнообразны и меняются от региона к региону. Неизменным атрибутом становятся, как и у нас, крашенный яйца. Ещё одним непременным атрибутом пасхального стола для всей Сицилии остаётся жаренный ягнёнок: в Палермо его жарят и подают с картофелем, в Трапани готовят с мятой. Не обходится и без пасты «ncasciata» – великая классика сицилийской кухни: запеченная паста с мясным соусом, сыром, баклажанами.
Особое место в этот день занимают десерты, сладости, выпечка. Не случайно существует поговорка «Aviri cchiù cchì fari di lu furnu di Pasqua» («Иметь дел больше, чем печь в период Пасхи»). Кстати, именно от празднования Пасхи, приготовление многих сладостей, теперь уже привычных и в повседневности, берёт свои истоки. Более подробно о традиционных сицилийских пасхальных сладостях я писала вот тут, здесь повторяться не буду.
Ещё немного о традициях…
Во всех уголках Сицилии в пасхальных празднованиях неизменно присутствует сицилийский диалект. Это и традиционные песни «lamienti», сопровождающие траурные процессии, и особые молитвы на сицилийском, и обрядовые выкрики, как неотъемлемая часть определённых ритуалов, и сами названия ритуалов и традиционной пасхальной пищи.
Очень символичен ещё тот факт, что в такой великий праздник, не обходится и без почтения мафии. Да, да, вы не ослышались. Хотя это скорее не правило, а весьма щекотливое исключение.
Дело в том, что пятничные процессии, с их сложным символическим комплексом (изображения, костюмы, флаги, свечи, факелы) проходят по строго установленному маршруту. Это имеет сакральное значение. Смысл в том, что, совершая одни и те же действия, обходя одни и те же улицы, верующие символически объединяют всех жителей города, заново формируют свою общность и подтверждают свою принадлежность к ней. Любое нарушение маршрута недопустимо. И тем не менее такое случается, хоть и редко, но весьма наглядно демонстрирует какой силой обладает феномен мафии на острове.
В 2016 году в поселке Сан Микеле ди Гандзария в провинции Катания в какой-то момент во время прохождения процессии двадцать человек, которые несли статую умершего Христа, и ещё сотня сопровождающих их сошли с установленного маршрута и направились «на поклон» к дому местного мафиозного босса, находившегося в то время под домашним арестом. Причем возглавлявшие процессию мэр и священник на этот момент просто куда-то «исчезли». Дело закончилось полицейским расследованием.
Подобные факты случались и раньше. В 2015 году в Патернò во время праздника святой Варвары религиозная процессия не только подошла к дому мафиозного босса, но ещё и исполнила под его окнами музыку из кинофильма «Крестный отец».
Статья подготовлена с использованием материалов исследовательской работы Е. В. Орел.